Луиза Буржуа
Принципы гедонистов и гурманов
Она жила в эпоху Ренуара, Моне и Родена и стала популярна в 71 год. 30 лет держала ультрамодные «Воскресные салоны» в Челси, где готовила блюда французской кухни для молодых и знаменитых художников. Луиза Буржуа — женщина-скульптор и феминистка, которая считала скороварку и морозильник своими ближайшими союзниками.
Цвет имеет значение!
Размер имеет значение!
Атмосфера имеет значение!
Во вкусе все имеет значение!
Путь к сердцу мужчины лежит через желудок
Можно ли найти вдохновение среди кастрюль и сковородок? Насколько креативны известные художники, когда дело касается еды?
Скульптор Луиза Буржуа (родилась в 1911 г) стала первой женщиной-художницей, которая была удостоена права сделать ретроспективу своих работ в Музее Современного искусства в Нью-Йорке (МоМА).
При этом из-за тяжелой болезни матери с 11-ти лет была вынуждена готовить на всю семью и отношения с «домашними делами», которые в ее время считались исключительно женскими, у нее сложились, мягко сказать, напряженные.
«Еда должна быть свежей и теплой, когда мужчина возвращается домой с работы» и «Путь к сердцу мужчины лежит через желудок» — такие установки были обычными в ее поколении.
«Сегодня я знаю, что это абсурд, но я верила в это очень долгое время».
Конечно, в студенческие годы она восстала против социальных норм и напрочь отказалась от готовки.
Ее рацион в течение нескольких лет состоял из йогурта, меда и ржаного хлеба, а жизнь полностью занимала учеба в художественной школе.
Луиза считала, что еда должна быть привлекательной и нести смысл «Вы должны видеть, что лежит на вашей тарелке и хорошо это опознавать: мы едим глазами».
Еды может быть меньше, но пусть она будет вызывать у вас вдохновение. Этому разумному правилу она следовала всю свою жизнь, никогда не имела проблем с весом и всегда была умеренна в питании.
«Цвет имеет значение!»
«Воскресные салоны»
Все поменялось, когда Луиза вышла замуж за американского профессора Роберта Голдуотерра и переехала в Нью-Йорк в 1938 г.
Все чаще после открытий выставок она стала приглашать друзей художников на ужин, готовить для них и, удивительно, получать от этого настоящее удовольствие.
Иногда приходило по дюжине человек и скороварка с морозилкой снова стали ее ближайшими союзниками.
Луиза, как истинная француженка, использовала рецепты французской кухни, которые в Нью-Йоркском обществе считались изысканными. Еда того времени была очень непритязательна — говядина с картошкой, пицца, какой-нибудь фритюр и суп из концентрата.
Луиза же угощала своих гостей изысканными блюдами — жареной икрой сельди с маслом и лимонным соусом, тушеной телятиной бланкет Lippe, вареным цикорием с фенхелем, кофейным мороженым с марципаном, молоком и засахаренными фиалками…
За столь же изысканными разговорами в салоне подавали узо — напиток-дистиллят виноградного спирта с ароматными травами (обязательно с анисом) и виски.
«Атмосфера имеет значение!»
Французский огуречный салат Луизы вошел в кулинарную книгу художников МоМА, в которой были собраны удивительно прогрессивные для богемы 1970-х размышления о еде и 115 рецептов: Фрида Кало, Энди Уорхол, Христо и Жанна Клод критиковали нездоровую пищу и продвигали органические продукты.
Великая дама американских скульпторов
В 1973 г после смерти мужа Луиза снова перешла на свой студенческий рацион — йогурт с медом и ржаной хлеб. Лишь по воскресеньям ее помощник, Джерри Горовой, готовил для нее лингвини с сыром.
Спальню она превратила в библиотеку, избавилась от кухонного стола. Две маленькие газовые плиты, неловко спрятанные за раковиной, все же иногда включались ради сложных блюд и любимых гостей. Теперь ее занимало исключительно искусство.
Прожив почти 98 лет, 70 с лишним она отдала искусству: творчество Луизы Буржуа называют энциклопедией современного искусства.
«Самая буквальная внутренняя связь, которую мы устанавливаем — это с едой… Акты создания искусства и кулинария во многом совпадают».
Еда, кулинария и искусство были для Луизы Буржуа поистине неразделимы!
«Food, Sex and Art»
Картины и скульптуры Луизы Буржуа почти всегда затрагивают женскую идентичность и тесно связаны с гастрономией. «Вы должны быть очень внимательны, когда готовите», — сказала Луиза в интервью для знаменитой книги «Food, Sex and Art» Полю Ламару и Мелиссе Вульф.
Книга включала 161 рецепт и серию видеороликов от известных художников, причем некоторые были очень «странными» и даже сюрреалистичными.
Так, сам Ламар предлагал «приготовить» свое тело после смерти, добавив в суп некоторые части, а советские художники Комар и Меламид делали «Бургер правды», в основе которого 4 страницы газеты «Правда», пропущенные через мясорубку, сформированные в виде котлеты и обжаренные на сковороде.
Луиза Буржуа со своим помощником в ролике пилили бычьи хвосты для приготовления рагу на званый ужин. Этой же пилой она работала по скульптуре, как бы «соединяя» кулинарию и искусство «Во вкусе все имеет значение!».
Кажется, рецепты из бычьих хвостов были одними из любимых у художницы. Что неудивительно, бульон или соус из них — классика французской кухни.
Рагу от Луизы Буржуа включает 7 хвостов от молодых животных, телячьи ноги, лук-порей, полбутылки вина, тимьян и лавровый лист, а варится в скороварке, пока мясо не отвалится от кости.
Как говорит сама Луиза «…это хорошо приправленный баланс объемного и нежного, сырого и приготовленного…».
«Размер имеет значение!»
Конечно, художники не относились серьезно к этим рецептам, но каждый верил, что кулинария и искусство — не просто похожи, а практически одинаковы с точки зрения творчества.
Как истинная француженка, Луиза использовала в своих рецептах в больших количествах пряные травы и специи, а в творчестве — природные оттенки и формы.