Еда на колесах

Фуд-траки мира

Еда на колесах История еды на колесах таит в себе множество загадок, неожиданных поворотов и легенд с элементами триллера. Еще уличные торговцы в Древнем Риме продавали нехитрый перекус на деревянных уличных тележках. Спустя века поставить закусочную на колеса и назвать ее фуд-траком придумали в США те самые «дальнобойщики в седлах» - ковбои. С тех пор «полевая кухня» распространилась по всем континентам.
История еды на колесах таит в себе множество загадок, неожиданных поворотов и легенд с элементами триллера. Еще уличные торговцы в Древнем Риме продавали нехитрый перекус на деревянных уличных тележках. Спустя века поставить закусочную на колеса и назвать ее фуд-траком придумали в США те самые «дальнобойщики в седлах» - ковбои. С тех пор «полевая кухня» распространилась по всем континентам.

А начиналось все так… В 1870-х годах, в штате Техас местным ковбоям и перегонщикам скота приходилось преодолевать сотни миль со стадами, проводя в пути недели и даже месяцы. Конечно, и в дороге им хотелось поесть по-человечески, хотя бы иногда, и желательно свежеприготовленную еду. Идеальным вариантом стал грузовик для продуктов, который дальнобойщики в седлах превратили в удобную мини-закусочную.

Такая тележка нередко служила укрытием для скотовода, которому приходилось отстреливаться от угонщиков скота и прочих разбойников, шляющихся по дорогам Дикого Запада. В нее, при необходимости, можно было погрузить достаточно оружия и боеприпасов для надежной охраны своего имущества.

По одной версии, такую тележку придумал легендарный Чарльз Гуднайт – техасский скотовод и рейнджер второй половины 19 века. По другой версии, первый фуд-трак появился на базе ланч-вагончиков, которые в 1880-х годах разработал житель Массачусетса Томас Баркли.

Еда на колесах

А неплохая идея!

«Столовые на колесах» оценили довольно быстро. Тележки перекочевали в города, где их владельцы парковали самодельные мини-столовые около фабрик и кормили сэндвичами рабочих, с удовольствием раскупавших фастфуд. Бизнес оказался очень выгодным: ингредиенты были недорогими, еда вкусной, а обслуживание передвижной точки общепита обходилось намного дешевле стационарной. Да и налоги на такой бизнес стали взимать далеко не сразу, поэтому количество фуд-траков с каждым годом увеличивалось в несколько раз, их стало действительно много. Предложение быстро превысило спрос и началась самая настоящая конкуренция. Меню диктовал потребитель. Рабочие, выходцы из других стран хотели есть свою, привычную еду. Так появились продовольственные грузовики, специализирующиеся на кексах, вафлях, тайской, мексиканской кухне, техасском барбекю, морепродуктах, веганских блюдах – список бесконечен. Осталось дело за малым – привлечь внимание именно к своей тележке. А как это сделать? Правильно, придумать необычный дизайн. И понеслось…

Еда на колесах
Зародившись в Америке, фуд-траки быстро распространились практически по всем странам. Спрос на недорогую еду, которую можно купить по дороге на работу, домой, во время семейной прогулки, стремительно рос. А во времена экономических кризисов не нужно было завлекать покупателей в ресторан, закусочную или кафе – достаточно просто оказаться в нужное время в нужном месте.

Kogi Korean BBQ и Рой Чой

«Королем фуд-траков» прозвали фургон Kogi Korean BBQ, который в 2008 году выпустили на улицы Лос-Анджелеса Марк Мангер, Кэролайн Шин и шеф-повар Рой Чой. Яркая вывеска и обжигаюше острая еда: что еще нужно любителю вкусно перекусить! Изюминка меню Kogi Korean BBQ – кимчи (мясо по-корейски) и мексиканские тако. Хитрые владельцы бизнеса рассчитали, что повысить доходы поможет продажа напитков, которые будут покупать, чтобы запивать наперченную еду. Кстати, без сноровки съесть тако – лепешку с начинкой – и не испачкаться очень сложно. Мастер-класс на тему «как правильно есть тахо», который устраивают для своих посетителей хозяева этого грузовика, – настоящая фишка их бизнеса, оправдывающая себя большим наплывом любопытных. А конкурс на самого аккуратного едока с призом в виде бесплатной порции тахо, немало способствует росту популярности.

Еда на колесах

Виннермобиль

Этот фуд-трак очень колоритен и сразу же заметен на любой улице. По его внешнему виду понятно, что именно вам предложат съесть. Компания Oskar Mayer запустила свой хот-дог-трак в 1936 году! Этот концепт входит даже не в десятку – в пятерку самых популярных среди своих «собратьев» на колесах! Основатели бренда, братья Майер, явно не прогадали, когда решили сделать спецзаказ на производство такого необычного фургона. Сегодня разные по размеру модели виннермобилей колесят по дорогам США – и неизменно собирают толпы покупателей, среди которых много детишек.

Справедливости ради, надо сказать, что с виннермобилями был связан небольшой скандальчик. В 1980-х годах нью-йоркские защитники прав животных протестовали против слишком натуралистичной рекламы хот-догов, название которых в том числе переводится как «горячая собака». Изображение таксы в булке вызвало некоторое волнение впечатлительных граждан, так что пришлось даже убрать лишнюю наглядность с кузова грузовиков. Однако любовь к хот-догам и их низкая цена (всего полдоллара!) оказались сильнее всей этой шумихи – и скоро бизнес снова вошел в привычную колею. Идеальный хот-дог – это чуть сладковатая булочка, сосиска, приготовленная исключительно на гриле, щедрая порция кетчупа и белой горчицы: все!

Еда на колесах

Keuken van het Ongewenst Dier

В переводе надпись на траке означает «Кухня нежелательных животных», хотя более точным для этого фуд-трака из Австралии было бы название «Мясо животных и птиц, которых обычно не едят». Покупателям предлагают роллы из голубиного мяса и пони, блюда из мышей, крыс, диких гусей, попугаев, ворон... Но удивительно другое – идея появилась не в угоду любителям гастрономической экзотики, а как способ экологической утилизации вынужденно убитых животных. Такая вот…концепция.

Роб Хагеноув и Николь Шатборн в 2011 г. они начали готовить блюда из мяса диких гусей, которые попадали в двигатели самолетов и угрожали безопасности авиации в амстердамских аэропортах. Их начали отстреливали, тушки выбрасывали или перерабатывали на корм скоту. Роб и Николь решили утилизировать гусиное мясо с пользой для экологии и общепита. Вскоре меню расширилось за счет прочих, казалось бы, малосъедобных птиц, животных и грызунов. Желающих попробовать экзотику оказалось на удивление много!

Еда на колесах

Maximus Minimus

Что предлагает покупателям этот фуд-трак – понятно сразу. Правда, неожиданно увидев его выныривающим из-за угла, можно испугаться. «Железная свинья», словно закованный в латы средневековый рыцарь, угостит вас, конечно, беконом. Сэндвич со свининой пользуется огромным успехом. Прекрасный маркетинговый ход придумали в Сиэтле, где и курсирует эта устрашающая громадина в любую погоду.

Сегодня в ассортименте Maximus Minimus появились сендвичи и с куриным мясом – такой дружественный шаг по отношению к покупателям, не жалующим свинину по разным причинам. Из-за религиозной толерантности владельцев этот фуд-трак нельзя увидеть в кварталах, где компактно живут евреи и мусульмане. Зато Maximus Minimus любят заказывать на свадьбы и дни рождения, где его появление всегда вызывает радостный ажиотаж. График своего передвижения хозяева фуд-трака выкладывают в соцсетях, где у них множество подписчиков. А информация о том, где запланирована следующая остановка «железной свиньи» выкладывается с определенной периодичностью. Тот, кто первым «поймает» этого поросенка, получает бесплатное угощение.

Еда на колесах

Grillenium Falcon

Фуд-трак из американского города Файеттвиль рассчитан на киноманов и фанатов саги о звездных войнах. Сюжетно и тематически обыграно все: от названия до блюд в меню. Шаттл из фильма носил название Millennium Falcon – «Тысячелетний сокол». Этот фуд-трак назван с юмором: Grillenium Falcon. Тематика «Звездных войн» очень популярна в Америке. По сюжетам этого кино регулярно устраиваются квесты и тематические вечеринки, на которые обязательно приглашают в качестве передвижной закусочной Grillenium Falcon.

Съесть здесь вы можете сэндвичи и бургеры с индейкой, беконом, сыром и разными добавками. Названия для всех блюд, естественно, выбраны «звездные», узнаваемые даже теми покупателями, кто от этого фильма отнюдь не фанатеет. Они просто любят эту вкусную еду и сразу устремляются к фуд-траку, едва завидев его на улице.

Еда на колесах
Идея фуд-траков оказалась плодотворной не только для владельцев таких фургонов, но и для предприимчивых бизнесменов, торгующих «сопутствующими товарами». Американская компания Dentyne использовала такие грузовики как способ продвижения для своей продукции – в буквальном и переносном смысле. Фирменный фургон, украшенный изображением жевательной резинки, ехал за фуд-траками и призывал очищать полость рта после еды, покупая жвачку. Призыв сработал, и появилась целая кампания, названная #FollowFood – «Следом за едой».

Giovanni’s White Shrimp Truck

Обычный фуд-трак простого парня по имени Джованни предлагал закуски из обычных креветок. Правда, место дислокации закусочной на колесах – Гавайи, а именно – пляжи и туристические места. Итальянский паренек делал все возможное, чтобы осуществить свою мечту – обрести популярность и зарабатывать на жизнь достаточно, чтобы не думать о другой работе.

Все изменилось буквально в один день. Эмоциональный и довольный покупатель, не увидев книгу благодарностей, решил написать восторженный отзыв прямо на боку грузовика, который до этого был обычным, однотонным, ничем внешне не примечательным. Но традиция – великая сила! И уже скоро весь грузовик был исписан благодарностями.

Пока вы ждете очереди, чтобы купить порцию вкусных креветок, можно поискать свободное место, чтобы после трапезы оставить и свой отзыв. Он наверняка будет позитивным – Джованни отлично знает свое дело!

Если будете на Гавайях и увидите этот фуд-трак, закажите креветок в лимонном масле и с долькой ананаса, а на гарнир берите рис с чесноком. Очень хвалят! Правда, придется подождать не меньше получаса. Но на пляже есть чем заняться, не так ли?

Еда на колесах

Фугу-трак

Этот грузовик курсирует по Бостону и специализируется на аутентичной азиатской кухне. Владелец, он же шеф-повар по фамилии Bing, выходец из Азии, рискнул предложить покупателям еду из знаменитой рыбы фугу, которой можно смертельно отравиться, если повар не сумеет соблюсти все тонкости ее приготовления. Ежегодно только в Японии умирает около двухсот человек в результате отравления фугу.

Любители рискнуть жизнью и попробовать легендарные деликатесы толпятся у витрины этого грузовика и бойко раскупают блюда из фугу. Впрочем, владелец фуд-трака уверен в безопасности своей продукции – у него за плечами опыт работы в популярных ресторанах Нью-Йорка и Парижа, а также учеба в университете и школах кулинарии. Он лично следит за работой своей команды и разрабатывает новые блюда, в которых главный ингредиент – рыба фугу. Расписание остановок фугу-трака выложено в Интернете до конца года.

Еда на колесах

Бургер-трак

Грузовик, похожий на огромный бургер, был выполнен по специальному заказу хозяина сети закусочных Wesport Flea Market Bar & Grill в Нью-Йорке, в первую очередь в рекламных целях. Фуд-трак припаркован у дверей заведения, чтобы привлекать внимание посетителей и любопытных прохожих.

Идея появилась у художника, которому владелец закусочной поручил придумать яркую рекламу своего бизнеса. Он долго размышлял над неординарным ходом, а потом увидел стилизованный автомобиль, торгующий вегетарианской едой, и развил идею по максимуму. Точная копия бургера гигантского размера стала настоящей достопримечательностью в городе. Естественно, выросла и продажа бургеров.

Еда на колесах

Donald Trump’s BS

Любое событие в мире может стать поводом для появления нового блюда. Противники Дональда Трампа в период его борьбы за кресло президента оформили броский фуд-трак и выпустили на улицы Портленда, предлагая прохожим особые сэндвичи. Их необычность заключалась не во вкусовых качествах, а в упаковке, которая содержала нелепые фразы из речей Трампа.

Антипиар оказался малоэффективным, но эффектным – к фуд-траку было приковано внимание публики любых политических взглядов. Красная ковровая дорожка, постеленная перед витриной грузовика, оформление самого трака в стиле luxury, церемония заказа сэндвичей через портье, напоминающего служащего роскошной гостиницы в одном из небоскребов, принадлежащих миллиардеру Дональду... Как говориться, почувствуйте себя избранным! Несмотря на краткосрочность акции, этот грузовик сразу же попал в топ фуд-траков мира.

Еда на колесах

Интересные факты о фуд-траках

  • Первую передвижную кухню, ставшую прообразом фуд-траков, переделал из армейского фургона рейнджер Чарльз Гуднайт. Он оснастил его полками, разместил внутри еду, кухонные принадлежности и даже медикаменты. Сзади была прикреплена бочка с водой и дрова для печки.
  • В 1872 году американец Вальтер Скотт установил фургончик с сэндвичами, пирогами и кофе у редакции одной из газет в Нью-Йорке. Журналисты сразу же оценили кафе на колесах.
  • В 1880 году началось массовое производство первых фуд-траков. В них были даже холодильники, плиты и раковинs. Кормили здесь перегонщиков скота и сезонных рабочих, но только в светлое время суток.
  • В 1894 году фуд-траки появились на территории крупнейших университетских городков – в Гарварде, Принстоне и Йеле.
  • С 1974 года начался настоящий бум фуд-траков самой разной еды. Примером для подражания стал фуд-трак с тако Рауля Мартинеза в Лос-Анджелесе.
Еда на колесах Редакция Foodfriends
Похожие материалы

Поделитесь вашим мнением

Comments system Cackle