Последний ужин на «Титанике»

Последний ужин на «Титанике»

Сотни богатейших людей Европы отправились в путешествие на огромном лайнере, где роскошным было все – интерьеры, обслуживание, еда. За несколько часов до столкновения с айсбергом, 14 апреля 1914 года, состоялся последний ужин на «корабле миллионеров», как его назвали сразу после постройки._
Сотни богатейших людей Европы отправились в путешествие на огромном лайнере, где роскошным было все – интерьеры, обслуживание, еда. За несколько часов до столкновения с айсбергом, 14 апреля 1914 года, состоялся последний ужин на «корабле миллионеров», как его назвали сразу после постройки._

В тот роковой вечер трагедии ничто не предвещало... Лучшие повара, а на «Титанике» все было самого высшего класса, готовили на бортовых кухнях, официанты сновали на верхние палубы, дамы и господа, одетые в лучшие свои бриллианты и фраки, наслаждались приятным путешествием и вкусными изысканными блюдами, которые и сегодня встретишь не в каждом ресторане высокой кухни. Правда, подавались они не всем. На корабле плыли и пассажиры «попроще», им приходилось довольствоваться более скромным меню.

Но обладатели билетов в каюты первого класса имели возможность получать все самое лучшее. В тот последний день на корабле им сервировали ужин из одиннадцати перемен блюд. Обитателям кают второго класса подавали три блюда, пассажиры же третьего класса довольствовались обычной, но сытной пищей, без какого-либо разнообразия и деликатесов.

До наших дней дошло меню последнего ужина, включавшего в себя изысканные морепродукты, нежные десерты, затейливые соусы – все рецепты, кстати, разрабатывались специально для пассажиров лайнера, которые могли сполна насладиться вкусной едой, приятным обществом и неспешной беседой.

Обеденный зал для пассажиров первого класса был рассчитан на 550 человек. Обстановка и сервировка, спустя много лет восстановленные по архивным документам и фотографиям, поражают даже сегодня. Настенные панели из красного дерева, затейливая резьба, кресла, обтянутые бархатом и зеленым шелком с цветочным рисунком, белоснежные скатерти, посуда с логотипом Wite Star Line (крупнейшей британской судоходной компании, которой и принадлежал Титаник)... Сто официантов обслуживали пассажиров, разодетых в роскошные наряды викторианской эпохи, меха, ослепительно сверкавшие бриллианты, высший свет...

Посуда с эмблемой компании White Star Line

Посуда с эмблемой компании White Star Line

Обеденный зал пассажиров первого класса

Обеденный зал пассажиров первого класса

Безупречная сервировка - на Титанике все было самым лучшим

Безупречная сервировка - на Титанике все было самым лучшим

14 апреля этот зал – нет, салон! – был полон, впрочем, как и в другие дни. Официанты подавали устрицы в мартини, а к ним белужью икру. (Или к икре устрицы, кто знает.) Одного этого блюда уже хватило бы для утоления голода и получения гастрономического экстаза! Но тут следовало консоме – осветленный говяжий бульон, названный в меню русским именем «Ольга», и ячменный крем-суп: на выбор.

Потом на столах появлялась лососина в соусе из взбитых сливок со свежим огурчиком и зеленым горошком. И это была всего лишь прелюдия к основным блюдам – так сказать, для разогрева аппетита! Дальше шла печеная баранина или ягнятина с мятным соусом, утиная грудка, припущенная в портвейне с финиками и яблоками, миньон в красном вине с гарнирами из картофеля, риса, морковного крем-соуса, с фаршированными кабачками.

Приглашение за стол капитана было престижно и почетно

Приглашение за стол капитана было престижно и почетно

Свежайшие устрицы поставляли специально для Титаника

Свежайшие устрицы поставляли специально для Титаника

Консоме «Ольга» с кремом «Барли» подавали к обеду

Консоме «Ольга» с кремом «Барли» подавали к обеду

Ягненок с мятным соусом шел на второе

Ягненок с мятным соусом шел на второе

Лососина на пару с соусом из свежих огурцов и укропом

Лососина на пару с соусом из свежих огурцов и укропом

Следующая перемена блюд была легкой для желудка и бодрящей – всем предлагали «Римский пунш» – вариант индийского лимонного сорбета из рома, чая, сахара, лимонного сока и горячей воды. Спиртной напиток придавал сил участникам ужина и предварял следующую перемену блюд, а это была курица с малиной, приготовленная по-гвинейски, или голубиное рагу со спаржей. За этим последовал бельгийский салат с цикорием и охлажденным паштетом из куриной печени, фуа-гра с сельдереем.

Римский пунш

Римский пунш

Пате из фуа-гра с зеленью

Пате из фуа-гра с зеленью

Спаржа с соусом

Спаржа с соусом

Наконец, наставал черед десертов – эклеры с муссом из шоколада и ванили с земляничным мороженым, пудинг «Вальдорф», персики и в желе из ликера, французские сыры и свежие фрукты. После мужчины располагались на широких диванах с сигарами, портвейном, ликерами и кофе, а дамы поддерживали светскую беседу и обсуждали дела и планы дней грядущих, которые никогда не наступят...

Пудинг «Вальдорф»

Пудинг «Вальдорф»

Шоколадно-ванильные эклеры

Шоколадно-ванильные эклеры

Или просто ванильные эклеры для тех, кто не любит шоколад

Или просто ванильные эклеры для тех, кто не любит шоколад

Фруктовая тарелка

Фруктовая тарелка

Тем временем…

В обеденном зале второго класса ужинали пассажиры с билетами «попроще». Столовая вмещала всего 394 человека, а перемены блюд, как и они сами, были не столь изысканны, как в салоне первого класса. На первое подавали консоме с тапиокой, а вот второе блюдо позволяло выбирать между мясом жареного цыпленка с рисом или запеченной пикши в остром соусе; филе ягненка с мятным соусом или зажаренной индейки в соусе из клюквы; жареного картофеля, пюре из репы. Затем официанты предлагали традиционный английский пудинг с изюмом, желе, сэндвичи с кокосом и мороженое.

Публика из третьего класса трапезничала совсем без затей и церемоний: за каждым столом помещалось по 20 человек, и ужинать им приходилось в две смены – на 473 посадочных места приходилось более 700 пассажиров.

Консоме с тапиокой - на первое

Консоме с тапиокой - на первое

Индейка с соусом из клюквы - на второе

Индейка с соусом из клюквы - на второе

Мороженое - на десерт

Мороженое - на десерт

Меню для пассажиров второго класса было более простым

Меню для пассажиров второго класса было более простым

Сохранилось меню того рокового дня, предназначенное для третьего класса. В нем значился завтрак – овсянка на молоке, картофель в мундире, ветчина с яйцами, копченая селедка, масло и хлеб, мармелад, кофе и чай; обед – рисовый суп, ростбиф под соусом, вареная кукуруза, картофель, пудинг и фрукты; ужин – опять овсянка, булочки и сыр. К чаю подали холодное мясо, тушеный инжир с рисом, сыр, пикули и хлеб с маслом.

Около 23 часов палубы лайнера стали пустеть, публика после сытного ужина расходилась по своим каютам. Лишь небольшая часть пассажиров первого класса переместилась в курительный салон – там читали, курили, вели неспешные беседы, строили планы на новый день…А меньше чем через час, в 23-40 ч, «Титаник» на предельной скорости скользящим ударом правого борта, врезался в айсберг.

Через 2 часа 40 минут лайнер…полностью затонул.

Последний ужин на «Титанике»

Интересные факты

  • Первый день после отплытия, в отличие от последнего (а до того, как затонуть лайнер шел всего пять дней!), был довольно скромным в гастрономическом плане. На обед подавали консоме «Миретт» (куриный бульон с фрикадельками, листьями салата и сырными гренками), крем из куриного мяса, лосося, цыпленка, ягненка в мятном соусе, ветчину, шпинат, цветную капусту и зеленый горошек, отварной картофель, салат, пудинг, булочки и персики.
  • На корабле была предусмотрена столовая для прислуги господ из первого класса. Здесь за шестью столиками и двумя диванчиками могли одновременно разместиться 48 человек. Рядом располагалась столовая для радистов и работников корабельной почты.
  • Для пассажиров первого класса существовал определенный дресс-код для ужина, который начинался в 19:00. Дамы приходили в роскошных платьях, мужчины в смокингах. Для переодевания отводилось специальное время – полчаса до начала ужина, для чего судовой горнист заблаговременно подавал сигнал.
  • Для приготовления пищи было предусмотрено самое современное по тем временам оборудование, в том числе, малоизвестное приспособление по автоматической чистке картофеля, нарезке хлеба и овощей. Были на камбузе разные тостеры, мясорубки, миксеры, гриль и другое кухонное оборудование.
  • На «Титанике» могли приготовить до 10 000 блюд и накормить одновременно 3 000 человек!
  • Продукты для «Титаника» доставлялись практически со всего мира: устрицы закупали в Балтиморе, фрукты – в Калифорнии, кофе – в Бразилии, мороженое – в Нью-Йорке, сыры – в Европе, чай, конечно, в Индии.
  • При отплытии «Титаника» его продуктовые трюмы оказались заполнены доверху. В рейс взяли 44 тонны птицы и мяса, 27 000 бутылок пива и минеральной воды, 35 000 яиц, 5 тонн сахара, 40 тонн картошки и много разных других деликатесов.
Последний ужин на «Титанике» Редакция Foodfriends
Похожие материалы

Поделитесь вашим мнением

Comments system Cackle