Секреты фуд-фото

Как снимать еду красиво

Секреты фуд-фото Фуд-фотография – это не так просто, как выглядит на первый взгляд. Некоторые навыки приходится совершенствовать постоянно, осваивать новые направления, изучать тонкости процесса съемки и формирования композиции. Но есть что-то, чему можно научиться быстро и в "домашних условиях".
Фуд-фотография – это не так просто, как выглядит на первый взгляд. Некоторые навыки приходится совершенствовать постоянно, осваивать новые направления, изучать тонкости процесса съемки и формирования композиции. Но есть что-то, чему можно научиться быстро и в "домашних условиях".

О том, как начать снимать еду самостоятельно, нам рассказали фуд-фотографы: Динара СНИЖЕВСКАЯ (kamalasha.com),Александр УСАНОВ (photousanov.com), Дарья ХОРОШАВИНА (@kitchenghosts), Екатерина ДЕМИНА (@deminaekaterina), Александра СТОЛЯРОВА (stoliarova.com).

Динара: На мой взгляд, быстро можно научиться только пониманию того, какие продукты или блюда выглядят наиболее или наименее привлекательно, освоить некоторые композиционные правила, например соотношение пропорций. Так, снимая главного героя кадра – блюдо в маленькой плошке, не стоит класть рядом крупный кочан капусты, он перетянет все внимание на себя. Все остальное – чувство композиции (размещение предметов на плоскости, выстраивание пространства), чувство цвета, света нужно развивать постоянно. Да, конечно, красиво снять еду самостоятельно можно! Чтобы попробовать сделать это в домашних условиях, необходимо пространство у окна (не с южной стороны) и стол. Для начала достаточно любительского цифрового зеркального фотоаппарата, светосильного объектива, отражателя (в качестве отражателя можно использовать картон белого цвета или картон, обклеенный фольгой). Купите в магазине самое привлекательное и аппетитное кондитерское изделие, внимательно рассмотрите его фактуру, цвет, обратите внимание на ингредиенты. Если это, к примеру, клубничное пирожное, приобретите заодно и клубнику, сорвите пару симпатичных зеленых веточек на улице. Поищите дома подходящую по цвету и настроению посуду (желательно обойтись для начала одной тарелкой и чашкой), расставьте предметы на подготовленном фоне (можно постелить скатерть светлых, не кричащих оттенков) так, чтобы главный герой съемки был в центре внимания, украсьте композицию ингредиентами и ветками. Воспользуйтесь отражателем, если это необходимо, и фотографируйте!

Александр: Быстро можно снять на телефон, это сейчас модно! А учиться снимать профессионально нужно долгие годы, я лично много снимаю уже более десяти лет – от репортажей до еды, и это мне помогает. Ведь чем больше у вас опыта, тем больше вы понимаете и чувствуете. В домашних условиях сделать съемку можно, но я лично предпочитаю снимать в ресторанах, так как дома не готовлю, а только ем. Я фуд-фотограф, который любит еду за ее красоту, а не вкус, она для меня превыше вкуса, а вкус – это для кулинаров. Я же могу это передать красиво и это – моя главная задача. Снимайте там, где вам удобнее – дома, в офисе, неважно. Просто подберите такой ракурс, чтобы вам лично кадр казался интересным и о чем-то говорил. Люди любят фото-истории и эмоции, поэтому старайтесь снимать с душой и любовью: зритель это почувствует!

Дарья: Всю теорию можно быстро выучить, посмотрев какой-нибудь курс. Опыт по большей части заключается в том, как мы умеем решать проблемы, возникающие во время съемок, адаптироваться в непредвиденной ситуации. Профессионал – это, прежде всего, problem solver, который умеет не зависеть от погоды и не полагаться на дорогое оборудование. Вот что нужно постоянно развивать. В домашних условиях снимайте у окна. И сделайте себе рефлектор из белого подноса (можно обернуть его фольгой). Сейчас все покупают специальные фоны под состаренное дерево и бетон, а вы попробуйте использовать поверхность, которая у вас уже есть, например, давно вышедший из моды чемодан, бабушкину скатерть, остатки плитки и обоев после ремонта. Так вы сможете отличаться.

Александра: Быстро можно научиться техническим правилам: основам фотографии, схемам света и настройки камеры. Я бы порекомендовала всем фотографам еды, при наличии времени и ресурсов, использовать их для тренировки, поиска своего стиля, а также тех людей, с которыми вы будете сотрудничать – поваров, дизайнеров интерьеров и т.д. Работа на съемочной площадке с человеком, которого вы лично познакомили со своими требованиями и обучили своей технике, может оказаться исключительной и чрезвычайно эффективной.

Элементарные советы в домашних условиях – использовать рассеянный свет и избегать жесткого солнечного света из окна (это приведет к нежелательному паразитному синему цвету на фото). То же касается и комнатного освещения, которое имеет другую, теплую световую температуру. Лучше всего полностью выключить комнатный свет, либо добавив черную ткань над композицией, контролировать какой свет попадает в сет. Черная ткань в верхней части помогает удалить нежелательные блики и добавляет более сфокусированное направление к свету, который я лично считаю интересным и приятным.
Что касается направления, то для фуд-фото фронтальный свет не подходит. Он делает из еды пятно и устраняет фактуру. Соответственно, задача фотографа эту фактуру подчеркнуть боковым и контровым светом. Не забудьте отражателем подсветить проваленную в тень область.

Александра Столярова

Александра Столярова

Александра Столярова

Александра Столярова

Композиция в фуд-фотографии – определяющий момент. Сколько предметов может быть в кадре и как их разместить: есть ли какие-то правила?

Динара: Грамотная композиция – это та, при взгляде на которую у зрителя возникает некий душевный отклик, эстетическое удовольствие. В идеале, все составляющие кадра – еда, посуда, фоны, свет, цвет, композиция должны гармонировать друг с другом, нести тот или иной посыл и заряд. Я очень люблю использовать ингредиенты снимаемого блюда или, например, цветы, если это кондитерское изделие. Моя бабушка всегда говорила «лучше меньше, чем больше», и, знаете, я очень стараюсь придерживаться этого правила в работе.

Александр: Композиция, это как трансформер: собираешь – разбираешь – смотришь: нравиться или нет. Это всегда поиск, и пока ребус не сложится, ты не успокоишься. И ты знаешь, что если его плохо собрать, он не сработает. Поэтому каждый управляет своим транформером, выступает в роли его создателя. При этом любая композиция должна быть понятной, иметь свой смысл и посыл. Моя философия – делай, как чувствуешь. Она, конечно, не всем понятна, потому что она замешана на личном видении. Ты стараешься донести через эмоции то, что хочешь сказать. Это порой сложно, ведь каждый видит и смотрит на мир своими глазами. У меня есть одна "фишка" – фольга, натянутая на папку. Она работает как отражатель, выглядит так себе, но свои функции выполняет на отлично (улыбается). Главное – уметь расставить не объекты, а акценты, увидеть, на что лучше обратить внимание, чтобы смотрелось эффектно. Именно от внутреннего видения зависит и ваша работа, и композиция.

Екатерина: Грамотная композиция – это теория фотографии. Касательно творческой фотографии – снимай то, что вдохновляет, ведь, фотография, как и любое искусство, по сути, вкусовщина. Поэтому нет никаких правил, у каждого свое чувство гармонии и понимание прекрасного. Мне нравится минимализм, но иногда, обладая большим количеством красивых предметов, очень сложно не поставить в кадр все и сразу. Так поступать, конечно, не стоит.

Александра: Продумывайте план фокусировки. Когда вы делаете первый снимок сцены, спросите себя, что должно быть в идеальном фокусе, вблизи идеального фокуса, не в фокусе и почему. Помните, «почему?» – самый важный вопрос. Если реквизит не оказывает желаемого воздействия, то он отвлекает от главного и его нужно удалить! Самый большой "преступник" – цвет! Если вы фотографируете буханку хлеба, и у вас есть ярко-розовый фон, ваш глаз сначала пойдёт на задний план. Если это не намерение, то не следует выбирать такой яркий и, напротив, скучный оттенок в той же гамме, потому что эти цвета будут отменять друг друга. Я бы попробовала нержавеющую сталь или темную разделочную доску. Что-то нейтральное, но в то же время обеспечивающее разделение для глаз.В моем случае мне очень помогают специально созданные "модные" фоны. Выработка собственного стиля напрямую связана с вопросом "почему?". Будет много случаев, когда вас попросят снять простой продукт, но даже такая несложная съемка имеет значение в формировании вашего стиля, той истории, которую вы рассказываете. Фотограф выражает себя за эти доли секунды. Главное – экспериментируйте!

Дарья: Грамотная композиция позволяет исследовать изображение так, что взгляд, перемещаясь от одного ключевого элемента к другому, делает "круг", и начинает заново. Мы делим кадр на трети и смотрим на золотое сечение в виде улитки, лично мне это помогает. Мы очень любим в кадре использовать аксессуары. Как сороки, натащили себе старых ложечек, чашечек... Оля (партнер Дарьи по съемке) за некоторыми из них лазила в заброшенные дома в деревне, а я один раз купила тяжеленую мраморную доску в путешествии, и тащила ее потом в рюкзаке, проклиная все на свете. Самое обидное, что эта доска в кадре смотрится плохо, и мы редко ее используем. Про количество предметов… если и есть какие-то правила, то мы о них ничего не знаем.

Секреты фуд-фото

Еда – штука капризная и не всегда желает выглядеть так, как нужно фуд-фотографу. То корочка на тарте недостаточно золотистая, то фрукты выглядят так, словно прошли весь путь до кухни пешком, то мясо пережаривается до состояния «обуглившегося на пляже туриста». Непредвиденных ситуаций на съемке может быть сколько угодно. Как научиться выходить из положения во время фуд-съемки?

Екатерина: Готовым нужно быть к любым ситуациям! Но это возможно, конечно, только морально, а просчитать на практике все риски нереально. Стоит просто учитывать, что проблемы могут возникнуть. А выходить из сложных ситуаций нужно профессионально – не терять лицо, не впадать в панику и помнить, что независимо ни от каких обстоятельств, свою работу нужно делать хорошо.

Динара: Конечно, лучше всего как следует продумать весь процесс съемки заранее, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, но бывают такие, к которым невозможно быть готовыми. Пожалуй, у меня была только одна такая ситуация. Однажды меня пригласили на серьезную съемку, заверив в том, что у заказчика есть собственный исправный свет и мне не нужно тащить свой (место съемки – Москва, а я живу в Подмосковье). Когда я приехала, выяснилось, что у источников света нет радиосинхронизатора, синхрокабеля, ик-пускателя (они обеспечивают связь между источниками света и камерой), и никто даже не мог понять, о чем я спрашиваю. Мне повезло, что во время съемки дома был муж, я попросила его в срочном порядке привезти мне мой радиосинхронизатор, чтобы начать съемку. Поэтому чтобы выходить из подобных ситуаций, у вас должен быть муж/жена или кто-то на подхвате, всегда готовый прийти на помощь (смеется)!

Александр: Случиться может всякое, не только во время фуд-съемки. Главное – это быть спокойным, ведь любую проблему можно решить без паники!

Дарья: Самое ужасное, что с нами иногда происходит – это когда не получается рецепт, и снимать нечего в принципе. Блюдо не всегда все можно реанимировать обработкой, как те "печеньки". Например, у меня несколько раз не получались синнабоны. Их так распирало в духовке, что они теряли всякую форму и приличие. Несколько подносов с успехом ушло друзьям, работающим в офисах. В таких случаях лучше иметь запас ингредиентов и некоторое количество времени. Еда очень часто ведет себя непредсказуемо, или просто не желает "сотрудничать": мороженое тает, мед кристаллизуется, лед становится мутным, а шпинатный пирог выглядит плохо со всех сторон, и это не его вина. Но после нескольких съемок начинаешь понимать характер продуктов, вырабатывать свой подход. Например, я уже стала настоящим заклинателем пива – могу заставить его сверкать на солнышке и держать плотную шапку пены с хохолком.

Как стать хорошим фуд-фотографом (читать)

Александр Усанов

Александр Усанов

Динара Снижевская

Динара Снижевская

Екатерина Демина

Екатерина Демина

Мы в соцсетях:

Похожие материалы