Кому – черная икра, а кому – булочка

Чем кормят в самолетах

Кому – черная икра, а кому – булочка Питание в самолетах – почти всегда лотерея. В одной авиакомпании вам предложат плотный обед из двух блюд с десертом, другая угостит карамелькой и нальет водички – that’s all! Но для путешественника, направляющегося в другую страну, отдых начинается уже в пути, и поэтому вкусная еда – важная часть всего впечатления о поездке.
Питание в самолетах – почти всегда лотерея. В одной авиакомпании вам предложат плотный обед из двух блюд с десертом, другая угостит карамелькой и нальет водички – that’s all! Но для путешественника, направляющегося в другую страну, отдых начинается уже в пути, и поэтому вкусная еда – важная часть всего впечатления о поездке.

У каждого аэропорта мира есть своя фабрика, которая занимается изготовлением настоящей «самолетной» еды. Например, в Домодедово за это отвечает Фабрика бортового питания. Поставщики фабрики-кухни (150 различных компаний) доставляют овощи, фрукты, мясо и все-все-все, чтобы пассажиры не остались голодными. В здании фабрики находится множество цехов, которые отвечают за определенный этап производства пищи – в одном овощи и фрукты моются в специальных ваннах, в другом продукты замораживают (например, пюре), чтобы потом стюарды могли их разогреть во время полета.

Но до этого, примерно за год, шеф-повара составляют меню. Чтобы правильно подобрать вкусы, они работают в полной тишине и в настоящих "условиях полета" – при низком давлении и влажности, иначе еда будет восприниматься нами неправильно. Авиакомпании нередко приглашают известных шефов, которые придумывают экслюзивное меню для полетов. И только после этого, строго следуя рецептуре, на фабриках готовят по нему блюда.

Вокруг самолетной еды существует несколько мифов, но, согласитесь, все мы замечали, что с ней что-то не так. На самом деле виновата вовсе не еда, а мы сами. Из-за низкого давления и влажности наши вкусовые рецепторы не воспринимают соленое и сладкое, а вкус притупляется на 20-40%. Именно поэтому в самолетную еду добавляют усилители вкуса, чтобы она не казалась нам безвкусной. Кстати, острое и кислое на высоте мы ощущаем, как и на земле.

А теперь самое интересное!

На фабрике-кухне есть отдельные помещения, в которых занимаются приготовлением еды для пассажиров, летящих в определенную страну. Например, для отправляющихся в Иран, повара готовят халяльные блюда, для летящих в Израиль – хумус, для путешествующих в Америку – техасский стейк. Кстати, мясо всегда фасуют чуть недоготовленным, чтобы при разогревании на высоте оно не стало жетским.

Вся еда готовится по строгим рецептам и образцам, каждый из которых должен выглядеть идентично другому, чтобы никто не остался в обиде от того, что соседу достался бифштекс больше/красивее/вкуснее, чем у него. Разумеется, все это в первую очередь относится к пассажирам, летящим приоритетными классами. Для них на фабрике еда укладывается в специальные коробки в строгом порядке так, чтобы бортпроводник мог быстро и оперативно «собрать» на кухне красивое блюдо, которое будет не только вкусным, но и поданным в соответствии с ресторанными стандартами.

Для обычных пассажиров все гораздо проще – еду просто раскладывают по коробкам, они называются касалетками, в определенном порядке.

Если вылет самолета задерживают на 6-8 ч, то всю еду заменяют. Иначе есть риск отравления.
Если вылет самолета задерживают на 6-8 ч, то всю еду заменяют. Иначе есть риск отравления.
А вы знаете, почему мы все так любим пить томатный сок во время полета? Наши рецепторы на высоте воспринимают томатный сок в три раза слаще, чем он есть на самом деле. Томаты, шпинат, соевый соус, моллюски и специи содержат так называемый пятый вкус "умами", который еще называют "мясной" - в небе он остается прежним. Особенно много его в томатах. По той же причине во все блюда на борту добавляют усилитель вкуса глутамат натрия – это, можно сказать, концентрированный умами, который даже пресную еду делает аппетитной без добавления лишней соли.

Еда на высоте

Для аэропортов крайне важно, чтобы еда соответствовала всем необходимым нормам, и пассажир в полете чувствовал себя комфортно. Для повышения мастерства авиакомпании проводят соревнования самолетных поваров, на которые собираются мастера со всех уголков мира. Они являются не менее престижными, чем любой другой кулинарный поединок, ведь условия участия максимально приближены к тем, что царят в самолете, за исключением впечатлений от дегустации: на высоте человек воспринимает пищу совсем по-другому.

Научно доказано, что чем дальше от Земли (от 3 км и более), тем сильнее притупляются вкусовые ощущения. Есть даже специальный институт им. Фраунгофера (Fraunhofer-Gesellschaft) в городе Эрланген (Германия), где ученые исследуют влияние высоты на человека, и в том числе на изменение вкуса пищи.

Высочайшим мастерством для самолетного повара считается приготовление того или иного блюда так, чтобы оно максимально напоминало «земное». И для этого ему надо его слегка пересолить в нужный момент. Рассчитать такие пропорции – тонкое искусство!

Кстати, шампанское в полете тоже имеет немного другой вкус, а опьянение наступает гораздо быстрее. Возможно, для кого-то это большой бонус.
Заказать суши из сашими на борту невозможно: Всемирная ассамблея здравоохранения запретила употреблять в самолетах сырое мясо и рыбу
Заказать суши из сашими на борту невозможно: Всемирная ассамблея здравоохранения запретила употреблять в самолетах сырое мясо и рыбу

Шоколадный полет

Крупнейшим представителем индустрии по производству бортового питания является независимое предприятие Gate Gourmet, которое готовит меню для самолетов и поездов в 120 странах мира!

Центральный комбинат Gate Gourmet находится в Швейцарии, а одной из визитных карточек является вяленое мясо и классический швейцарский шоколад. Пассажиры, которым посчастливилось лететь из Цюриха, никогда не останутся недовольны питанием на борту – даже эконом класс получит свой кусочек фирменного лакомства!

Не стоит недооценивать и российскую индустрию самолетного питания – компания «Аэрофлот» входит в рейтинг авиаперевозчиков с лучшим питанием на борту наравне с SWISS и, например, Turkish Airlines. Вот несколько вариантов меню, которые подают на борту тех или иных авиалиний.

Немецкая компания Lufthansa (Германия) обязательно предложит набор закусок – изысканные фаршированные баклажаны, креветки и овощная икра, булочка, оранжевый салат, а также ореховый тарт. А EVA Air (Тайвань) оригинальны и уникальны в своем роде – на обед вам могут подать соевую кошечку Китти и Hello Kitty Jet, в который входят мисо-суп, омлет, овощи и морепродукты, часть из которых оформлена в стиле знаменитого героя.

Каре ягненка и китайский пудинг на обед? Роскошное меню – один из фирменных знаков перевозчика Emirates (Дубай). На борту можно попробовать красную рыбу с овощами и зеленью, овощной салат, яичную лапша с говяжьим медальоном в томатном соусе, слоеную булочку и черную икру: вот уж действительно королевский обед!

Кому – черная икра, а кому – булочка

Кому – черная икра, а кому – булочка

Кому – черная икра, а кому – булочка

Кому – черная икра, а кому – булочка

Кому – черная икра, а кому – булочка

Авиакомпании с лучшим бортовым питанием в 2017 г.:

  1. Hong Kong (в рейтинге прошлого года – 2 место).
  2. Singapore Changi (3 место в 2016-м).
  3. Tokyo Narita (1 место в 2016-м).
  4. Seoul Incheon (4 место в 2016-м).
  5. Doha Hamad (10 место в 2016-м).
  6. Kansai Osaka (8 место в 2016-м).
  7. Centrair Nagoya (5 место в 2016-м).
  8. London Heathrow (6 место в 2016-м).
  9. Houston (в число победителей прошлого года компания не вошла).
  10. Munich (9 место в 2016-м).

Азия в самолетной еде лидирует уже несколько лет, причем список топ-10 из года в год практически не меняется, если только совсем немного.

 

Кому – черная икра, а кому – булочка
  • Из-за низкого давления и влажности, наши вкусовые рецепторы на высоте не воспринимают сладкое и соленое. Именно для этого в самолетную еду добавляют усилители вкуса и ароматизаторы. 
  • Острый и кислый вкус мы воспринимаем как на земле.
  • Авиакомпания Lufthansa ежегодно разливает 1,7 млн. литров томатного сока на бортах своих самолетов.
  • Шампанское в полете имеет немного другой вкус, а опьянение от него наступает гораздо быстрее.
  • Томатный сок на высоте воспринимается нашими рецепторами в три раза слаще, чем на земле, именно поэтому мы так любим его заказывать на борту.
  • Пластмассовые емкости для еды в эконом классе часто не выбрасывают, а моют после полета заново: плотный пластик может выдержать эксплуатацию не менее 10 раз.
  • Если самолет задерживают на 6-8 ч, всю еду заменяют, иначе есть риск отравления.
  • В воздухе человек испытывает небольшую нехватку кислорода, которая дает ощущение легкого опьянения. Вместе с алкоголем этот эффект усиливается.
  • Меню для авиакомпаний шефы разрабатывают за год, в условиях максимально приближенных к полетным.

Мы в соцсетях:

Похожие материалы